Построение систем оповещения населения о ЧС

Своевременное и гарантированное оповещение населения о возможных угрозах возникновения ЧС, способах их предотвращения, о поведении в случае возникновения, способах защиты позволяют обеспечить снижение потерь среди населения и материального ущерба.

Построение систем оповещения регионального (РАСЦО), муниципального (МАСЦО), локального (ЛСО) и объектового (ОСО) уровня – является одной из ключевых компетенций ИНСИСТЕМ. Более 15 лет специалисты ИНСИСТЕМ выполняют полный цикл работ: от проектирования, до построения или модернизации. Ключевым в выполнении работ является комплексные интегрированные решения.

При построении систем оповещения ИНСИСТЕМ использует оборудование линеек П166Ц и П166М, а также КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ МОДУЛЬ СОПРЯЖЕНИЯ С СИСТЕМАМИ ОПОВЕЩЕНИЯ И МОНИТОРИНГА «Ароганит МС» , шифр"П-166 СМУ" .

Для организации сопряжения оборудования оповещения с системами мониторинга состояния окружающей среды также используется программно-аппаратный комплекс «Ароганит МС». Оборудование ИНСИСТЕМ позволяет организовать информирование населения по дополнительным каналам и средствам оповещения и информирования, таким как домофонные сети многоквартирных жилых домов, сети телерадиовещания (в т. ч. кабельные) и др.

ИНСИСТЕМ производит звукоусилительное оборудование линейки УМС-Х, полностью совместимое с КТСО П-166М и КТСО П-166Ц.

В состав комплекса технических средств  "П-166 СМУ" входит:

Создание пилотной зоны автоматизированной системы управления оперативными службами города при ведении аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах
Заказчик: ГУ МЧС России по Ставропольскому краю

Проектные работы по теме «Реконструкция региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны (РАСЦО ГО)»
Заказчик: ЗАО «ОТКРЫТЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 98»

Оказание услуг по развитию территориальной (региональной) подсистемы комплексной системы мониторинга за состоянием защиты населения на радиоактивно загрязненных территориях (КСМ-ЗН) Челябинской области.
Заказчик:Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области

Выполнение работ по созданию Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в Смоленской области.
Заказчик:Департамент Смоленской Области по информационным технологиям

Создание системы управления сегментов защиты от ЧС природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте в центре управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по РД.
Заказчик:ГУ МЧС России по Республике Дагестан

Выполнение работ по созданию Комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в Чеченской Республике.
Заказчик:Министерство транспорта и связи Чеченской Республики

Выполнение работ по созданию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны (РАСЦО ГО) КЧР.
Заказчик:ОАО «Ростелеком»

Выполнение работ по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения при чрезвычайных ситуациях или об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций в четырех зонах московской области (КСЭОН).
Заказчик:ОАО «Ростелеком»

Выполнение научно – исследовательской работы «Разработка и внедрение современных технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий от угроз природного и техногенного характера с использованием системы экстренного оповещения в рекреационных зонах, в труднодоступных местах и местах массового отдыха людей (на примере Республики Дагестан)» (НИР «СЭО РД»)
Заказчик:ГУ МЧС России по Республике Дагестан

Выполнение работы по созданию КСЭОН об угрозе возникновения или о возникновении ЧС на территории Калужской области.
Заказчик:ГКУ Калужской области «ПСС Калужской области»

Выполнение ОКР «Разработка и создание сегмента управления системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения Курской области путем сопряжения существующих и создаваемых информационных и технических систем безопасности».
Заказчик:МЧС России

Создание системы комплексной безопасности в области защиты населения и территории на территории инновационного кластера города Железногорска Красноярского края в составе комплексной системы безопасности жизнедеятельности Красноярского края.
Заказчик:ГУ МЧС России по Красноярскому краю

Работы по модернизации Региональной автоматизированной системы центрального оповещения на территории Пензенской области в части создания элементов КСЭОН об угрозе возникновения или о возникновении чс природного и техногенного характера.
Заказчик:ОАО «Ростелеком»

Выполнение опытно – конструкторской работы: «Разработка автоматизированной информационной системы управления процессами оперативного информирования населения и аналитической обработки информации, представленной в открытых электронных информационных ресурсах при угрозе и возникновении ЧС».
Заказчик:ФКУ НЦУКС г.Москва

Работы по реконструкции РАСЦО Наро - Фоминского района Московской области.
Заказчик:Администрация Наро-Фоминского муниципального района

Выполнение работ по созданию автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных опасными природными и техногенными процессами на объекте «Кубанские очистные сооружения водоснабжения» в пос.Октябрьский Карачаево-Черкесской Республики.
Заказчик:Государственное унитарное предприятие Ставропольского края «Ставрополькрай водоканал»

Поставка оборудования комплексной системы экстренного оповещения населения (КСЭОН) на территории Истринского муниципального района для нужд администрации Истринского муниципального района.
Заказчик:Администрация Истринского муниципального района от имени Истринского муниципального района

Выполнение работ по проектированию РАСЦО Нижегородской области.
Заказчик:ПАО «Ростелеком»

Оказание услуг по техническому обслуживанию КСЭОН Смоленской области.
Заказчик:Департамент Смоленской области по информационным технологиям

Проектные работы по созданию локальной системы оповещения на Эзминской ГЭС, Джауджикауской ГЭС.
Заказчик:Филиал ОАО «РусГидро» - Северо – Осетинский филиал

Выполнение работ по проектированию локальной системы оповещения на объектах заказчика.
Заказчик:ОАО «Водоканал» г. Невинномысск

Разработка проектной документации: ЛСО комплексов гидротехнических сооружений инженерных защит г. Козьмодемьянска, р.п. Юрино и Юринской сельхоз низины, Республика Марил Эл».
Заказчик:ГФБУ по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Республике Марил Эл

Выполнение работ по разработке проекта установки системы оповещения на Гергебильской ГЭС.
Заказчик:ОАО «РусГидро»

Выполнение работ по монтажу локальной системы оповещения ООО «Ставролен».
Заказчик:ООО «Технический центр «ЛУКОМ-А»

ИР, СМР и монтаж локальной системы оповещения в Василеостровской ТЭЦ -7 филиала Невский
Заказчик:ОАО «ТГК-1», г. Санкт-Петербург

Разработка проектно-сметной документации локальной системы оповещения.
Заказчик:Федеральное Государственное Казенное учреждение комбинат «Прожектор» (ФГКУ комбинат «Прожектор»)

Разработка рабочей документации по модернизации локальной системы оповещения (ЛСО).
Заказчик:ОАО «Федеральная гидрогенерирующая компания РусГидро»- Филиал ОАО «РусГидро» - Жигулёвская ГЭС»

Регулирование вопросов проектирования, строительства и эксплуатационно-технического обслуживания объектовых систем оповещения населения о ЧС находятся в ведении региональных и муниципальных органов власти.
В каждом субъекте РФ должны быть разработано и утверждено Положение о системах оповещения населения, в котором устанавливаются порядок и требования к созданию ОСО на территории соответствующего субъекта РФ.
Положения о системах оповещения населения в субъектах РФ разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке Положений о системах оповещения населения в субъектах РФ (утв. Заместителем Министра МЧС России генерал-полковником вн. службы А. П. Чуприяном).
В ряде субъектов РФ в соответствии с утвержденными Положениями о системах оповещения населения соответствующих субъектов ОСО создаются на объектах, в организациях с одномоментным нахождением людей (включая работников) более 50 человек, а также на социально важных объектах и объектах жизнеобеспечения населения вне зависимости от количества находящихся одномоментно на них людей.

Государственная политика и нормативное правовое регулирование в области создания, поддержания в готовности и задействования систем оповещения и информирования населения осуществляются в соответствии со следующими основными нормативными правовыми документами:

Федеральными законами:
  • от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;

  • от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

  • от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности»;

  • от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

  • от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

  • от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

  • от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;

  • от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций».

Постановлениями Правительства Российской Федерации:
  • от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;

  • от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»;

  • от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации»;

  • от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

  • от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

  • от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб»;

  • от 31 декабря 2004 г. № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

  • от 11 февраля 2005 г. № 68 «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи»;

  • от 13 апреля 2005 г. № 214 «Об утверждении Правил организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи»;

  • от 15 апреля 2005 г. № 222 «Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи»;

  • от 21 апреля 2005 г. № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи»;

  • от 18 мая 2005 г. № 310 «Об утверждении Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи»;

  • от 25 мая 2005 г.  № 328 «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи»;

  • от 6 июня 2005 г. № 353 «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания»;

  • от 27 августа 2005 г. № 538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность»;

  • от 23 января 2006 г. № 32 «Об утверждении правил оказания услуг по передаче данных»;

  • от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи»;

  • от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;

  • от 22 мая 2008 г.  № 381 «О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей»;

  • от 25 июня 2009 г. № 532 «Об утверждении перечня средств связи, подлежащих обязательной сертификации»;

  • от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112»;

  • от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»;

  • Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р.

Совместными приказами МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России:
  • от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России 12 сентября 2006 г., регистрационный номер 8232);

  • от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2006 г., регистрационный номер 7443).

Совместными приказами МЧС России, МВД России и ФСБ России:
  • от 31 мая 2005 г. № 428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» (зарегистрирован в Минюсте России 9 июня 2005 г., регистрационный номер 6700);

  • от 28 октября 2008 г. № 646/919/526 «Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей» (зарегистрирован в Минюсте России 26 декабря 2008 г., регистрационный номер 13001).

Приказами МЧС России:b>
  • от 1 марта 2004 г. № 97 ДСП «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния гражданской обороны»;

  • от 25 октября 2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (зарегистрирован в Минюсте России 23 ноября 2004 г., регистрационный номер 6144);

  • от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»;

  • от 3 марта 2005 г. № 125 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

  • от 29 июня 2006 г. № 386 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по организации информирования населения через средства массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и пожарах, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганде в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2006 г., регистрационный номер 8074);

  • от 17 декабря 2008 г. № 783 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;

  • от 4 марта 2011 г. № 94 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций  единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (зарегистрирован в Минюсте России 5 апреля 2011 г., регистрационный номер 20424).

Приказами Мининформсвязи России:
  • от 13 марта 2007 г. № 32 «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования в части обеспечения надежности электроснабжения средств связи, выполняющих функции систем коммутации, точек присоединения и базовых станций сетей подвижной связи»;

  • от 27 сентября 2007 г. № 113 «Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования»;

  • от 9 января 2008 г. № 1 «Об утверждении требований по защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации»;

  • от 27 сентября 2007 г. № 113 «Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования»;

  • от 27 сентября 2007 г. № 113 «Об утверждении Требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования»;

  • от 31 января 2008 г. № 10 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства связи по исполнению государственной функции по организации системы сертификации в области связи, включающей в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности».

РД-03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений».

Сводными правилами:
  • СП 133.13330.2012 «Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования» (утверждены приказом Минрегиона России от 5 апреля 2012 г. № 159);

  • СП 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования» (утверждены приказом Минрегиона России от 5 апреля 2012 г. № 160).